суббота, 18 февраля 2012 г.

Касаясь красоты. Вокруг горы Аннапурна (Непал) на велосипедах. (часть 1)

CIMG7998 До отъезда в аэропорт оставалось каких-нибудь два часа, а я все никак не мог решить брать ли с собой на маршрут велосипед или пойти, как большинство ребят из нашей группы, пешком. Текст письма в непальский велоклуб с просьбой забронировать для нас два велосипеда и доставить их к началу маршрута уже был набран, оставалось только его отправить, а я в сотый раз просматривал фотографии маршрута и медлил. И тут я вспомнил про Вадика, которому идея проехать вокруг Аннапурны безумно понравилась, посмотрел на шлем и перчатки, которые уже приготовил для укладки в баул, и нажал, наконец, на заветную кнопку.

IMG_0568Подготовка . Если сказать, что наша подготовка проходила вяло, значит не сказать ничего. Но несколько всплесков активности все же было. Всплеск первый. Я покупаю билеты на себя, Борю и Вадика, и наше путешествие обретает конкретные очертания и сроки. CIMG7788 Всплеск второй. Я рассылаю приглашения по почте всем, кто потенциально может заинтересоваться данным проектом, тонко намекая про веловариант. Идти соглашаются еще трое, но велопанк в больших горах, как и раньше, кажется им безумием, и из потенциальных ценителей велозаруба остаемся по-прежнему только мы с Вадиком. К тому же, вторая тройка желает пройти лишь половину маршрута, уложившись, таким образом, в двенадцатидневный срок Москва-Москва. CIMG8035 Всплеск третий.Решив, что хотя бы разок перед поездкой нужно увидеться, мы традиционно встретились в китайском ресторане. Здесь я объявляю об окончательном (как мне тогда казалось) решении идти на велосипедах, чем повергаю некоторых своих будущих коллег по путешествию в замешательство. Сейчас, это возможно, и звучит смешно, но дело чуть было не дошло до сдачи билетов особенно яростными противниками велопроекта. Помимо этого, я представил наш будущий график движения, который позволил бы не гнать, набирая высоту сверх меры, и в то же время успеть вовремя домой торопящейся части группы. CIMG7893 Всплеск четвертый. В основном это переписка по электронной почте и редкое общение по телефону. Иногда жесткое. Основным камнем преткновения стал спор с торопящейся часть группы по поводу цены на забронированный джип. Несмотря на бронь у знакомого, цена превышала нормальную стоимость в полтора раза. Ну и конечно же велоскепсис не давал покоя моим товарищам. IMG_0644 Велопанк в Гималаях. Быть или не быть. Так почему же почти до отъезда я не был уверен в том, что пойду c велосипедом? Ну, во-первых, это аргументы друзей, которые, кстати, далеко не начинающие путешественники. Основные такие: "на хрена тащить велосипед на пять с половиной тысяч метров"," у тебя будет другой поход", "вы будете идти отдельно, отставать, а как же единство группы", " Боря на второй части маршрута вообще останется единственным пешеходом" и т.д. IMG_0556 К этому добавлялось то, что брать свои велосипеды мы не хотели, так как летели двумя разными авиакомпаниями с достаточно неудобной стыковкой, и риск повреждения велосипеда возрастал. А какими окажутся взятые на прокат велосипеды, можно было только гадать. Правы ли оказались скептики? Правы, пожалуй, только в одном. Идти с велосипедом по данному маршруту, в целом, тяжелее чем пешком. Во всем остальном опасения оказались совершенно напрасными. IMG_0165 (2) Katmandu - Shrichaur Первое утро в Непале было слегка сумбурным. Это и сбор вещей, и неудачная попытка позавтракать в отеле, и погрузка вещей на крышу джипа. Джип оказался самым обычным, но довольно вместительным, со скамейками для двоих в багажнике, так что во время пути мы постоянно менялись местами. Катманду в столь ранний час уже жил бурной жизнью. IMG_0185 (2) Кругом сновали велосипедисты и мотоциклисты, постоянно гудели машины, мусорщики деловито вываливали мусор с моста в реку. IMG_0044 Выехав из города, мы сразу попали в огромную пробку. Одна из машин загорелась, и непальцы всем миром бросились помогать чужой беде. А вскоре самоназначенные регулировщики стали управлять потоками и затор рассосался. IMG_0053 Вокруг было довольно красиво. Поросшие лесом горы, бурные речки, необычные деревеньки и городки. IMG_0047 В одном из таких городков мы встретились с человеком, который привез нам велосипеды. Велосипеды оказались отнюдь не "ашанобайками", чего я так опасался, а хотя и "уставшими", но довольно приличными велосами известных мировых брендов. Фролов аж присвистнул, увидев всякие там фоксы, хайесы и матсисы. Один был довольно внушительного вида двухподвес, впрочем, совсем не тяжелый, другой хардтэйл. Без нашего участия их закрепили на крыше, поверх рюкзаков, и с этой пирамидой двинулись к началу маршрута. CIMG7666 Обещанной ужасной дороги я так и не увидел. После того, как кончился асфальт, мы поехали по вполне обычной горной дороге. Это, собственно, и было начало маршрута для большинства трекеров, но часть нашей группы торопилась, и мы немного сокращали удовольствие, и именно с этой целью наняли джип. IMG_0056 Srichaur- Darapani Очень плотно позавтракав в нашем первом и очень уютном лодже, мы,наконец вышли на маршрут. Вышли мы очень рано, в это время многие только просыпались. Зачем рано? Трудно сказать. Наверное мы тогда еще не поняли, что Непал то место, где спешить противопоказано. Я оседлал велосипед и поехал с небольшой горки. Затем с разгона преодолел небольшой подъем и опять поехал вниз. И так раз за разом. "Господи, я еду, еду в Непале, не может быть!"- думал я, когда группа осталась далеко позади. IMG_0070 Мне почему-то вспомнилось, как я читал на форумах о малой пригодности трека для велосипеда. Правда, торжествовал я недолго, езда вскоре закончилась, и я уже глубоко дышал, заталкивая велосипед в подъем. IMG_0059 Навстречу попадались лишь местные жители, с утра спешащие по своим делам. Довольно пасмурная погода не мешала, а даже наоборот усиливала ощущение умиротворения. Вскоре, меня догнал Вадик, и мы стали ехать и идти вместе. IMG_0060 В одной из деревень детишки под управлением не то учителя, не то вожатого подметали улицу перед деревней. Увидев велосипедистов, они подняли невообразимый гвалт. Видно было, что люди на байках здесь редкие гости. IMG_0078 В этой деревне было много лоджей и как раз в этот момент народ выходил из них на маршрут. Мы аккуратно, стараясь никого не задеть и не напугать, обгоняли группу за группой. Не скрою, здесь я еще иногда чувствовал торжество велосипедизма перед пешими туристами. IMG_0082 Но торжество было кратким, ибо прямо за деревней дорога закончилась и перешла в тропу, по которой не то что ехать, а идти, порой, было трудновато. А еще через полчаса начались крутые подъемы и ступени, на которых велосипед приходилось нести на спине. IMG_0090 В целом, это не так сложно, как кажется. Просто надо приспособить его на рюкзаке и слегка придерживать. Но выглядит это, наверное, внушительно, так как именно здесь я впервые услышал, как люди вокруг цокали языками и говорили не то с уважением, не то с жалостью: "Crazy man!". Мы сократили переходы и потихоньку ползли в гору. Подъем и вправду оказался очень крутым, и мы сильно отстали от наших пешеходов. IMG_0098 Но вскоре появились и более пологие участки, а перед самым поселком Тал мы снова поехали. Здес, уже сидя в кафе, мы видели промчавшегося велосипедиста, правда, он двигался в противоположном направлении. CIMG7672 Пройдя еще пару часов после отдыха, мы закончили наш первый очень насыщенный день. IMG_0124 Dharapani - Temang Утро нашего второго ходового дня было поразительно ясным и прохладным. Мы решили пойти без завтрака, чтобы выйти пораньше и оторваться от волны трекеров. Тропа шла полого вверх, но ехать не хотелось. Видимо, сказывался вчерашний заруб. IMG_0172 Я уже смирился с мыслью, что ехать по-настоящему мы сможем только после перевала, а пока придется работать в основном в гору. Примерно через час, мы вышли к первому кафе при отеле, где и сели позавтракать. Я не стал есть плотно, так как прямо за деревней начинался подъем почти на километр вверх, и переваривать пищу с велосипедом на спине мне не хотелось. CIMG7731 Тропа действительно оказалась крутой. Правда, шла она грамотным серпантином в очень красивом лесу, что сильно облегчало движение. Наша пешая часть группы сидела и ждала нас в очередной деревне с двумя ребятами-украинцами. Был еще ранний час, а мы двумя бросками прошли половину дневного перехода. IMG_0130 Поэтому, взяв велосипеды и рюкзаки, мы пошли в кафе, которое находилось на крыше дома, и, заказав чай и тибетский хлеб, стали релаксировать, глядя на горы. Тут я заметил, что с нами нет одного нашего товарища, но, как оказалось, он потерял спальник и, скорее всего пошел до следующей деревни, где должен быть магазин. Нам было так хорошо, что мы, если бы не убежавший вперед Знамя, мы бы наверное остались в этом месте на ночлег. IMG_0169 Выходя из деревни, я мысленно готовился к новым подъемам. Но тропа шла сначала вдоль склона по широкой полке довольно ровно, а затем и вовсе пошла вниз. Изумлению моему не было конца. Я ехал и ехал вниз, и останавливался, только чтобы подождать Вадика и сфотографировать его . IMG_0168 Так продолжалось до тех пор, пока мы на полном ходу не въехали в очередную деревню. Здесь был чек-пост, где проверяли пермиты, а так как все пермиты были у меня, мы решили подождать наших друзей. IMG_0179 Здесь же был и Знамя, которого так же не пропустили без пермита. Он долго ждал нас, был очень возбужден, что немного настораживало. IMG_0166 Меня, да и всю группу, то как мы шли, более чем устраивало. От графика мы не отставали и, главное имели возможность двигаться не спеша, останавливаться, когда захотим и вообще получать удовольствие. IMG_0185 Вот и сейчас, пока подходили ребята, я успел сходить к буддийской гомпе, попил чайку из термоса, пообщался с народом. В общем, не график, а сказка. CIMG7740 До следующей деревни мы доехали почти не крутя педали, дорога все время шла вниз. IMG_0199 Как раз в это время здесь проходили конные соревнования, и нас попросили отойти в сторону, чтобы не попасть под лошадь. IMG_0211 Местные наездники на низкорослых, но довольно резвых лошадях, соревновались как в скорости, так и в ловкости. Народу вдоль улицы стояло много, по всей видимости, большая часть жителей деревни. IMG_0217 Дождавшись перерыва, мы прошли деревню насквозь, перешли подвесной мост и остановились в отличном отеле, которым владели тибетцы. CIMG7779 Рядом с отелем находилась ванная с горячей водой, которая вытекала прямо из горы. У всех были замечательные ощущения после купания, и только Вадик ощутил слабость, как во время болезни. Правда, эксфельдшер Фролов быстро вылечил его, заставив нормально питаться, а не есть целый день одни мюсли и яблоки. IMG_0229 Перед сном нам пришлось сделать из велосипеда Вадика синглспид (велосипед с одной передачей), полностью сняв переключатель. За два дня на его велосипеде сломались два "петуха", в том числе и запасной. Оба они явно были местного производства и ужасного качества. Так, получив очередной опыт в ремонте, мы закончили трудовой день. Temang - Upper Pisang IMG_0235 В это утро я проснулся довольно рано и решил посмотреть, что там с погодой. Но не успел я выйти из номера, как сразу метнулся назад за своей "мыльницей". Прямо над нами, освещенная солнцем, стояла Гора. Услышав мою возню и восторженный малоцензурный шепот, стали подниматься сначала мои друзья, а затем и другие жители отеля, разбуженные суетой. Защелкали фотоаппараты, люди здоровались и улыбались друг другу. IMG_0239 Солнце все больше освещало вершину, и это было волшебство. И хотя снимки у всех получались одинаковые, каждый хотел захватить кусочек этого величия. IMG_0250 Дорога этого дня была очень красивой и вначале довольно комфортной для езды. IMG_0273 Подъемы, которые почти все преодолевались в седле, сменялись плавными спусками. IMG_0295 В основном, путь пролегал в сосновом лесу, но иногда выводил на рукотворную полку, вырубленную в скале. IMG_0277 В тени этой полки было довольно прохладно и ветрено. IMG_0279 Но пришлось здесь задержаться, чтобы пропустить два каравана мулов и ответить на несколько вопросов погонщика относительно велосипеда. После подвесного моста кайф закончился и тропа пошла вверх. IMG_0299 Китайские трекеры гордо обогнали нас, толкающих своих железных коней в гору, с чувством превосходства глядя на наши согбенные позы. IMG_0300 Но уже через полчаса мы обогнали жителей Поднебесной на таком ходу, что они, отпрыгнув к обочине, что-то долго кричали вслед. IMG_0309 Отличный накат продолжался аж до деревни Нижний Писанг. Особого спуска не было, но, слегка подкручивая педали, можно было бодро нестись по укатанной, ровной грунтовке. Во время ожидания группы я, как смог, пообщался с непальцем и его женой у которых во дворе стоял байк GIANT. IMG_0314 Можно было бы тормознуться здесь, но мы решили подняться до Верхнего Писанга, тем более, что туда упылил Димон. Подъем был недолгий, но организм, который уже расслабился, отказывался нормально работать. В отеле, который присмотрел наш быстрый товарищ, было жутко дымно, темно и смрадно. IMG_0324 Мы перешли в другой, где комнаты так же были без окон, а хозяин был не особенно гостеприимным, но где все же было свежее. Здесь мы впервые встретили коллег-велосипедистов из Германии. Они не говорили ни на каком языке, кроме немецкого, но были очень рады знакомству. IMG_0339 Деревня была интересная, настоящее высокогорное поселение, да еще и с буддийским монастырем. Но именно здесь Борю накрыла первая волна горной болезни. IMG_0321 Посидев в самом монастыре и около, мы погуляли по окрестностям и, немного продрогнув побрели в наш сверхскромный сарай-отель. IMG_0256 Горная болезнь. О классических симптомах горной болезни, или в народе "горняшки", написаны тонны статей. Добавить тут особо нечего. Частично обезопасить себя можно лишь физподготовкой накануне путешествия и соблюдением высотного графика непосредственно на маршруте. И еще в "горняшке" есть элемент случайности. Порой, заболевает как раз, казалось бы неплохо подготовленный человек. У нас это был Боря. IMG_0288 Забегая вперед, скажу, что заметил я его состояние только во время акклиматизационного выхода, так как до него он ни на что не жаловался. IMG_0097 Нетипично заболел у нас и еще один человек по имени Знамя. Он был крайне возбужден, без видимой надобности рвался к перевалу, негодовал на ранние остановки на стоянку, впадал в крайние по настроению состояния. Может, это и не "горняшка", но иначе объяснить такое поведение человека, идущего в группе, я не могу. IMG_0371 Upper Pisang - Brakha Наш найденный в интернете горе-путеводитель, которым мы пользовались на маршруте, был переполнен неточностями, преувеличениями, о многом не упоминал, и был очень субъективен. Но, что касается оценки этого дня пути, я полностью согласен с авторами. Это один из красивейших дней маршрута! Это еще один потрясающий велодень! IMG_0374 После завтрака мы еще раз сделали корректировку цепи на велосипеде Вадика. Немецкие байкеры не отходили от нас и как могли помогали, полностью изменив в моих глазах представление об их нации. После короткого проезда по крутым улочкам деревни, начался настоящий Крым. Отличные тропы в сосновом лесу, иногда с контруклонами, где можно было гнать на полную. IMG_0384 Продолжался спуск не долго, но участок очень запомнился. Подъем, который следовал далее, то-же запомнился, но совсем другим. С одной стороны, потрясающими видами, которые все более и более открывались с каждым витком серпантина, с другой, своей бесконечностью. IMG_0379 Но привычка к хождению в гору, видимо, уже выработалась и мы шли, не сокращая времени переходов, как делали это в первые дни. Вскоре, высоко наверху показалась большая буддийская ступа, и она стала своеобразным маяком на ближайшие полчаса. Около ступы оказалась пара кафе при гестах и подобие смотровой площадки. Ожидая ребят, я лежал на лавке прямо на солнце и глядел в небо на редкие облака. IMG_0394 Едва вся группа собралась за столом и заказала чай, как вдруг раздался странный грохот, и все посетители бросились смотреть, как на противоположном краю долины сходит огромная лавина. Видимо на одном из гребней оторвался карниз, что и стало причиной схода. Страшно было подумать, что там в этот момент могли находиться люди. IMG_0411 Вчера за ужином мы решили, что если все пойдет нормально, то мы постараемся объединить два ходовых дня в один, чтобы потом сделать дневку. Но контрольной точкой мы все равно назначили середину пути, местечко Навал. Путь до Навала оказался просто сказочным. IMG_0417 Тропа шла по самому краю борта долины, от чего езда была похожа и на полет и на американские горки. Плавно вверх и круто вниз. В Навале мы нашли записку нашего коллеги, который не стал ждать нас и ушел в Брагу. Мы дождались пешую часть группы и сразу же поехали. Уж очень, лично мне, хотелось еще ехать и ехать вниз по этой потрясающей дороге. IMG_0421 Теперь нас ждал настоящий технический спуск. Довольно сильный уклон и крутые повороты заставляли аккратно работать тормозами и рулем. Только оказавшись в самом низу я перевел дух. CIMG7880 Мы прошли этот короткий участок на такой скорости, что, лежа на выжженной солнцем траве, ждали товарищей минут сорок, а то и больше. CIMG7918 Далее, до самой Браги, мы уже не уезжали сильно вперед, так как тропа то и дело раздваивалась. Только когда тропа стала дорогой, мы с Вадиком покатили до самого отеля уже не останавливаясь. IMG_0468 Если для нас вторая половина дня была скорее отдыхом в седле, то те, кто шел пешком, изрядно устали от бесконечных спусков. IMG_0378 Brakha - Ace Lake (акклиматизация) Нашу дневку в Браге мы решили провести с пользой и сделать акклиматизационный выход к Ледяному озеру на высоту 4600 метров. Я подумал, что, таким образом, мы убьем двух зайцев. Во-первых, мы лучше акклиматизируемся и, во вторых, мы поднимемся на довольно приличную высоту и, таким образом, морально будем готовы к перевалу. Расчет сработал идеально для всех, кроме Бори. Ему, скорее всего, стоило этот день просто отдохнуть. IMG_0474 Утро мы провели очень неспешно. Кто-то поспал вволю, кто-то принял с утра ледяной душ, а я сидел на крыше одной из отельных пристроек и фотографировал как Вадик практикует домодедовскую йогу. IMG_0515 Тропа к озеру начиналась прямо от нашего отеля, и, пройдя по очень необычной деревне, в которой находился старинный монастырь, мы начали очень плавно набирать высоту. Ходьба в гору без велосипеда, с легким рюкзаком и палками была для меня настоящим отдыхом. Не сказывалось даже полное отсутствие сна в прошлую ночь. IMG_0518 Почти всю дорогу мы с Лехой Фроловым проговорили на разные темы. Догнав на полпути группу из Иркутска, мы немного постояли с ними, пытась вспомнить общих знакомых. Вадик и Зеленый быстро нагнали нас и чувствовали себя отлично. IMG_0513 Только Борис шел очень медленно и выглядел неважно. Больше всего мне не нравилась его "походка космонавта", по которой было понятно, что с ним что-то не так. Но он успокоил нас сказав, что идет по своей системе дыхания, своим темпом и что просто немного болит голова. Я выдал ему таблетку аспирина, и мы пошли дальше. IMG_0523 Ледяное озеро оказалось небольшим, но довольно живописным с близко стоящими горами, покрытыми снегом. Было д прохладно и мы старались не смотреть на Вадика, который был одет в короткие шорты и олимпийку. CIMG7931 Покрытый "гусиной кожей", он попытался прилечь погреться рядом с молодой француженкой, но, к сожалению, довольно быстро появился ее муж, и Вадику пришлось быстро ретироваться. Спуск, по сравнению с подъемом, дался мне гораздо тяжелее. Сказалось то, что до этого дня с гор я только ездил, а не ходил. CIMG7927 На спуске мы все растянулись, а Леха с Вадиком вообще пошли другой дорогой. IMG_0534 Дойдя до отеля, мы с Зеленым улеглись на своих кроватях, чтобы немного отдохнуть перед ужином, но тут пришел Вадик и убедил нас пойти в монастырь, который мы видели еще утром. Было ужасно лень, но мы обулись и пошли. IMG_0528 Монастырь и вообще деревня были очень необычными. Мне показалось, что они стоят здесь в таком виде тысячи лет. IMG_0539 Внутри храма было темно и пусто. К нам подошел монах, повязал на шею нитку, а на лбу поставил оранжевую точку. IMG_0537 А когда мы стали обходить храм по очень темному проходу, он сильно ударил в огромный бубен. Это было так неожиданно, что, переглянувшись, мы невольно выдохнули. IMG_0532 Когда мы вышли на улицу, уже наступали сумерки, отчего все вокруг выглядело еще таинственнее. Жаль было покидать такое необычное место, хотелось еще пожить в Браге. Но график нас уже подгонял, а впереди оставалась самая сложная часть пути. До знаменитого перевала Торонг-Ла оставалось совсем немного. VELOPUNK CLUB им.Глеба Травина