суббота, 18 февраля 2012 г.

Касаясь красоты. Вокруг горы Аннапурна (Непал) на велосипедах. (часть 2)

IMG_0611 "На цыпочках подкравшись к себе, я позвонил и убежал".

  CIMG7934Bhraga - Letdar Вчера вечером я снова никак не мог заснуть, что со мной часто бывает на высоте больше трех тысяч. Пришлось принять полтаблетки снотворного. Не успел я подумать, что вряд ли и таблетка поможет, как заснул так крепко, что едва услышал будильник. IMG_0557 Это было весьма, кстати учитывая объем предстоящей работы и высоту. Впрочем, начало было вполне оптимистичное. До Мананга мы скатились с горы, да и по самому поселку ехали весьма бодро. Мой двухподвес очень мягко обрабатывал ступени на узких улицах и позволял двигаться весьма быстро. Но сразу за городом начался затяжной подъем. IMG_0585 Местные жители, которые попадались навстречу, показывали пальцами сначала на велосипед, а потом в сторону перевала и получив мое утвердительное "YES", лишь качали головой. Между тем, высота чувствовалась вовсю. Дыхание то и дело сбивалось, приходилось делать частые остановки, чтобы придти в себя и отдышаться. Пейзаж стал по-настоящему высокогорный, практически без какой-либо растительности. IMG_0586 Люди двигались по тропе медленно, то и дело делая остановки, чтобы отдохнуть. Попадались трекеры, которым было откровенно плохо. Одна девушка лежала прямо на тропе и вокруг нее, открыв аптечку, суетились ее гиды. Вскоре тропа стала положе, и снова появились места, где можно было ехать вниз. Их становилось все больше, и можно было не останавливаться на отдых, переводя дух в седле. CIMG7951 На одном из пологих прогонов я обогнал Знамя, который вышел на час раньше нас из отеля. Вскоре мы вошли в деревню Як Кхарка и, прикрывшись от ветра стеной кафе, стали ждать наших. Почти весь маршрут мы шли условно разбившись на микрогруппы по выбранному темпу. Как правило я шел или ехали с Вадиком, Леха Фролов шел с нами, слегка отставая на спусках или опережая на подъемах, Зеленый и Боря шли практически одинаковым темпом, немного позади. Знамя выходил на час или два раньше всех, и встречали мы его только вечером. IMG_0566 Теперь он сидел рядом с нами и настойчиво предлагал сегодня пройти максимум, чтобы ночью выйти на перевал. Он категорически был не согласен с тем, что мы будем ориентироваться на состояние нашего заболевшего товарища. Подошедший Боря сказал, что чувствует себя плохо, и мы решили, что пойдем, максимум, до Летдара, который был совсем рядом. Не говоря ни слова Знамя встал и ушел куда ему хотелось. Так мы остались впятером в самый тяжелый, переломный период нашего путешествия. CIMG7957 Довольно быстро мы добрели до Летдара, где сняли комнату на пятерых человек. Все чувствовали себя не особо хорошо, но именно в этот момент мы стали группой. Почему ребята, составившие путеводитель с гордым названием "Путешествие с открытыми глазами" советовали пойти до Летдара, осталось для меня загадкой. Неказистый отель с донельзя чумазым персоналом и плохой едой имел лишь один сомнительный плюс, что находился чуть выше и чуть ближе к перевалу, чем отели Як Кхарки. CIMG7942 Немного отдохнув, мы пошли прогуляться по тропе вверх. Внизу блестело небольшое озерцо, и я решил снять мутноватое состояние купанием. Вода просто обжигала холодом, но почувствовал я себя значительно бодрее. На обратном пути мы случайно забрели в крохотное, задымленное кафе, где из интереса заказали что-то из еды. Еда оказалась очень вкусной, и мы остались здесь ужинать. IMG_0575 Возвращались мы уже в сумерках, а когда совсем стемнело, долго стояли и любовались потрясающим звездным небом, на котором идеально просматривался Млечный путь. На этот раз снотворным воспользовались еще двое моих друзей, и уже через пятнадцать минут мы вырубились. Боря не принял таблетку сразу, а потом не стал меня будить, и всю ночь провел без сна, что в его состоянии было очень не хорошо. Letdar - High Camp CIMG7960 С утра нам показалось, что погода портится и вот-вот пойдет снег, но не прошло и получаса, как небо прояснилось. По тропе двигались немногочисленные трекеры с озабоченными лицами. Совсем рядом был перевал Торонг-Ла, превращавший гималайскую прогулку средней сложности в настоящее испытание организма на прочность. Я очень хорошо помнил, как нехорошо мне бывало на высотах выше 5000 метров, и с опаской поглядывал на свой массивный велосипед. Но все пока было весьма терпимо. Были даже короткие участки езды. Правда, теперь обгонять людей было намного сложнее. И тропа стала узкой и люди заторможенные. IMG_0517 Они совсем не слышали шуршание шин приближавшегося велосипеда. Боря же, слава Богу, шел вполне нормально. Он то и дело присоединялся и даже обгонял небольшие группы находящихся в подобном состоянии людей. Мы останавливались каждые двадцать минут, чтобы группа собралась вместе. Время, когда можно было идти порознь подолгу, прошло. Нужно было постоянно следить друг за другом. CIMG7963 Торонг Феди, от которого до Хай Кэмпа, примерно, полтора часа ходьбы, оказался вполне приличным местом и мы решили отдохнуть там подольше. Есть не хотелось, но мы заказали тибетский хлеб и много чая. Чтобы оказаться в лагере Хай Кэмп, последнем перед перевалом, нам нужно было набрать еще почти четыреста метров высоты и там заночевать. Глядя на бледное лицо Бори, я предложил ему попытаться поспать здесь, в Торонг Феди, сняв комнату потише и приняв снотворное, а вечером подняться в последний лагерь. Набирать в его состоянии еще почти полкилометра высоты, а затем долго находиться там, на высоте около 5000 метров было совсем нехорошо. Он наотрез отказался. Тогда я сделал контрольное предложение, разжевав все нюансы. И опять получил отказ. IMG_0592 Доев хлеб и чай, мы вышли в Хай Кэмп. Дорога, точнее тропа, была настоящим рубиловом, особенно для любителей горного велосипеда. Короткие витки серпантина и жесткий набор высоты. Вадик умудрялся кое-как катить велосипед, а я, практически, весь путь пронес его на спине. Я прибегал к разным уловкам, обманывая собственный организм, но все равно было нелегко. Увидев, примерно, через час пути строения последнего лагеря, я буквально упал на колени, держась за велосипед, и никак не мог поймать дыхание. IMG_0600 Хай Кэмп очень странное и очень классное место. Здесь, на высоте 4850 метров, все воспринимается по-другому, Здесь можно впасть в удивительные, доселе не испытанные состояния. А каких людей здесь можно повстречать! От французов сноубордистов из Шамони, которые спустились на досках почти со всех близлежащих вершин, до Димы из Башкирии (прозванного Борей впоследствии "Дима Минерал"), который уехал в путешествие на неопределенный срок, а может на всю жизнь. Фишка этого места, что все пристально следят за собственным самочувствием и ждут утра. IMG_0597 Сон, аппетит, отсутствие головной боли и диареи - самые главные здесь признаки относительного здоровья. Боря сразу завалился спать приняв снотворное. Но увы, на такой высоте о сне не могло быть и речи. Мы сидели в кафе и пили чай, встречали поднявшихся байкеров-немцев, играли в игры, слушали байки Димы Минерала, а Боря боролся с "горняшкой". Вечером крупными хлопьями повалил снег, и мы ушли в нашу пятиместную конуру с беспокойством о завтрашнем состоянии перевала. Снотворное не действовало, было довольно прохладно и все ждали рассвета, чтобы, наконец пойти. Я не мог заснуть из-за противного прерывистого дыхания. На каждый нормальный вдох приходилось пять-шесть коротких и неполных. IMG_0607 High Camp -Thorung Thorong La Pass - Muktinath Всю ночь мы ворочались, боясь разбудить друг друга, хотя, как выяснилось утром, никто, несмотря на принятое накануне снотворное, не спал. Для меня в эту ночь крайнее беспокойство за Борю перемешалось с полубредовым состоянием. Я то и дело нажимал на кнопку подсветки в часах, но до подъема была целая вечность. Именно здесь ушло все, что могло разделять нас на равнине. Нас объединила Высота. Борю тошнило пару раз за ночь. Я прорабатывал два варианта. Либо спускать его вниз по пройденному пути, либо нанимать лошадь, которая перевезет его через Перевал. Путаясь в собственных мыслях я почти задремал, как вдруг запикал будильник в часах. Хотелось скорее выйти на тропу, но мы спокойно позавтракали и привели себя в относительный порядок. Лёха и Боря пошли первой двойкой, а мы втроем на полчаса позже. CIMG7980 Миг, когда я, надев легкие, подпяточные кошки, купленные в Декатлоне, ступаю на обледенелую тропу, я запомню на всю жизнь! Велосипед жалостно поскрипывает, а я, порой, лежу локтями на руле и толкаю его по тропе длинною в вечность. Успеваю порадоваться двум крохотным фигуркам на бесконечном снежном поле впереди. Это Лёха и Боря. Они идут и они далеко. Никаких рывков, никакого спорта. Работа в нормальном, индивидуальном темпе - это ключ к любому восхождению. По пути попадается чайный домик, но мы проходим его без остановки. IMG_0609 Порой кажется, что перевал вот за этой горой, за этим холмом. Но тешить себя надеждами, значит терять силы. Я иду по времени, как и раньше. Это не совсем правильно, на такой высоте лучше ходить по самочувствию. Вскоре начинаю отдыхать после каждых ста шагов, потом после пятидесяти... Когда становится совсем жестко, из тумана возникает Фролов и говорит, что до перевала минут десять. Я упираюсь в руль головою и пытаюсь поймать дыхание. Вадик, узнав, что осталось немного, прибавляет, и мы плотной двойкой оказываемся на Перевале Торонг-Ла. Я отпускаю велосипед, он падает в снег, а я иду к Вадику и обнимаю, трясу его, бормоча осиплым голосом всякую чушь. IMG_0620 Два года мечтаний и планов вдруг воплотились здесь, на заснеженном, покрытом пеленой перевале. Острое чувство счастья, буквально пронзает меня, я что-то бормочу по-русски и по-английски, а от благодарности к своим друзьям я чуть было не пускаю скупую мужскую слезу. Все! Теперь по кружке чая из термоса и вниз, прочь с этой отметки в 5430 метров. CIMG7992 Путеводитель обещал крутой спуск с седловины, но особой крутизны я не заметил. Пройдя минут десять вместе со всей группой, я опустил седло в самый низ, поправил рюкзак и потихоньку поехал вниз. Вначале совсем осторожно, то и дело опираясь ногами, а потом все быстрее и быстрее. IMG_0631 Впереди показался караван мулов. Шли они медленно, обвешанные своей поклажей. Я принял чуть вправо от тропы и стал постепенно обгонять процессию. Мулы как могли принимали в сторону, но сумки, висящие на их боках, все равно мешали спокойно ехать. Но вскоре я обошел самого первого мула и спокойно поехал по пустой тропе. Людей было немного, видимо, многие задержались на перевале. IMG_0622 Я подождал Вадика и мы поехали вместе, лидируя по очереди. Попадались участки, где из-за снега, ехать было либо трудно, либо невозможно, но, по мере спуска, таких мест становилось все меньше и меньше. IMG_0626 Мы пару раз останавливались отдохнуть и перевести дух. IMG_0639 Руки уставали жать на тормоза, и вообще езда по каменистой тропе все время держала в напряжении. IMG_0630 На одной из таких остановок нас нагнали наши знакомые немцы на велосипедах, и какое-то время мы ехали вместе. Ехали ребята довольно быстро, но часто что-то сверяли по карте и в итоге снова от нас отстали. IMG_0652 Вскоре тропа стала дорогой, и мы уже неслись по полной и вскоре въехали в Муктинат. На въезде нас ждал Знамя, который сразу же угостил нас ромом. Мы, недолго думая, поселились в довольно известном и необычном отеле "Боб Марли", который мне сразу понравился звучавшей в нем музыкой. В ожидании наших друзей мы провели около полутора часов, просто сидя на скамейке и отдыхая от пережитого за эти два дня, которые, по сути, слились в один очень длинный. CIMG8008 Сразу по прибытии мы устроили торжественный, но немного грустный обед. Трое человек из нашей группы должны были прервать маршрут и уехать прямо после обеда на джипе в Джомсон, откуда утром они улетали в Покхару, а затем в Катманду. Простившись с ребятами, мы пошли в местный очень известный монастырь и просто погуляли по окрестностям. Состояние было более чем странное. Сказывалось пребывание на высоте, а затем довольно быстрый сброс. Спали мы так, что даже довольно громкая музыка из бара не могла нам помешать. IMG_0667 Muktinath - Marpha Проспали мы, наверное, часов двенадцать, а то и больше. В окно уже вовсю светило солнце, а из бара доносились звуки вчерашней приятной музыки. И от того, что мы прошли перевал, выспались, восстановились и теперь никуда не торопимся, на душе было очень радостно. IMG_0665 Сделав небольшую паузу после завтрака, мы вышли на улицу и, договорившись с Борей, что встречаемся в Марфе в определенном отеле, сели на велосипеды и поехали. Я много читал, что все красоты маршрута находятся до перевала, а потом, мол, пыльные дороги с джипами и больше ничего особо интересного. IMG_0673 Но то, что я увидел, когда мы выехали из Муктината, заставило меня сильно усомниться в ранее прочитанном. Невероятные просторы, красивый и очень необычный рельеф напоминали виденный на фотографиях Тибет. CIMG8009 Дорога шла вниз ровно с такой крутизной, чтобы не тормозить постоянно, а ехать и получать удовольствие. Изредка появлялись джипы и мотоциклисты, водители которых, как один, были в повязках, защищавших легкие от пыли. Трекеры, видимо, ходили более короткой дорогой или тропой, потому что на этой, петлявшей по долине грунтовке, они попадались крайне редко. IMG_0684 Во время очередного отдыха, пока Вадик искал в русле реки черные камни салиграмы, я услышал целый хор русской речи. Это была большая группа с гидом, и целью их путешествия были древние монастыри и занятия йогой. Было приятно встретить соотечественников, да еще в таком количестве. Пока мы ехали на бесконечных спусках, я вдруг вспомнил, как прорабатывал вариант прохождения маршрута в обратном направлении, то есть по часовой стрелке. Думаю, это было бы значительно сложнее, особенно если идти с велосипедом. IMG_0705 Отметив пермиты в Джомсоне, мы поехали в Марфу, до которой было совсем недалеко. Найдя рекомендованный путеводителем отель, мы быстро оттуда ретировались, как только нам озвучили цену. Когда мы уходили, хозяйка нам вслед уже озвучивала довольно приличный дисконт, но мы были неумолимы. Пройдя метров пятьдесят назад по улице, мы поселились в три раза дешевле у очень радушной хозяйки, пообещав, что есть будем только у нее. IMG_0691 Марфа просто замечательное место. Здесь не по-непальски чисто, кругом яблоневые сады, очень интересный монастырь и замечательные виды вокруг. Не сделать здесь дневку, равно как не отведать местного яблочного бренди и сидора, просто немыслимо. Весь следующий день мы ходили по окрестностям, а так-же посетили буддийскую службу в монастыре. CIMG8054 Правда, выдержать все действие мы не смогли. В паузах между монотонным чтением мантр, монахи так дудели в огромные трубы, били в бубны и звенели в колокольчики, что уже через полчаса нам всем стало не по себе. Было чувство, что мы сейчас улетим туда, откуда нет возврата. Кстати, наш хороший знакомый Дима Минерал весь этот день провел с нами, и по-прежнему развлекал нас забавными историями из своей жизни. IMG_0697 Вечером мы решили, что завтра Боря поедет на автобусе, а мы двинем на велосипедах, и встречаться будем на пересадочных пунктах. Вадик был настроен решительно и предлагал педалировать аж до Бени, но, увы, его планам суждено было сбыться лишь частично. IMG_0708 Marpha -Beni - Pokhara Садиться ранним утром в седло после такой вчерашней расслабухи было актом мазохизма. Тем более, что дорога пока упрямо не хотела идти исключительно вниз, к чему мы так привыкли. То и дело приходилось энергично крутить педали, работая в подъемы. Не прошло и получаса, после того как мы покинули Марфу, как на велосипеде Вадика, уже в третий раз за поход, порвалась цепь. Соединять ее еще раз было, на мой взгляд, бессмысленно, так как переключателя давно уже не было, а без него нагрузка на цепь была очень приличной, катиться же в режиме самоката Вадик не пожелал. CIMG8118 Он остался ловить автобус, на котором должен был отправиться Боря, а я продолжил путь на велосипеде в одиночку. Было очень необычно остаться одному на пустой непальской дороге. Будучи уверенным, что автобус вскоре меня нагонит и ребятам потом придется меня ждать, я крутил, что было сил. Несмотря на рюкзак за плечами, мне удавалось разгоняться довольно прилично, и ни разу не пришлось спешиваться в подъемах. Меж тем, характер дороги менялся в лучшую сторону. Теперь она шла по большей части вниз, а пейзажи вокруг становились все интереснее. IMG_0716 Через час я уже мчался в сосновом лесу, через ветви которого виднелись снежные пики. Отмечая в очередной раз пермит, я дождался автобуса с ребятами и поехал до места, где им нужно было делать пересадку на другой автобус. Велосипед по каменистым дорогам этой части Непала двигался немного быстрее не только автобуса, но и большинства джипов. IMG_0718 То слева, то справа появлялись водопады, а дорогу пересекали многочисленные ручьи и речки. Трекеров я встретил, от силы, десятка два человек. Эту часть пути многие вообще не идут, улетая самолетом из Джомсона или проезжая на джипах и автобусах. Примерно в середине пути мне попался велосипедист из Австрии, едущий навстречу. Совсем молодой парень, с крошечным рюкзаком и торчащим из него огромным насосом. Я подумал, что он либо боится проколов, либо в прокате, где он брал велосипед, другого насоса не было. IMG_0732 Обменявшись впечатлениями, мы попрощались и поехали в противоположных направлениях. Количество ручьев, которое мне приходилось переезжать, все возрастало. Я уже не беспокоился об обуви и проезжал даже самые глубокие не слезая с велосипеда. Вскоре вода вымыла всю смазку, и цепь начала неприятно "петь". Я решил, дотянуть еще десять минут до запланированного отдыха, а затем от души смазать все детали. IMG_0729 Но как только я так подумал, как цепь вдруг заклинило и "петух" сломался. Запасного у меня не было, и теперь я мог пользоваться велосипедом только для езды под гору. Я опустил седло, и толкаясь ногами от земли, проехал так около километра, затем был долгий спуск, затем пеший подъем и так все время. Местные пастухи, неторопливо гнавшие овец по дороге, увидев, что мой байк сломан, с сочувствием сказали, что до Бени еще около десяти километров. Но это была очень радостная весть для меня, так как я рассчитывал на гораздо большее расстояние. IMG_0722 Вдохновленный близостью финиша, где почти бегом, где толкаясь как на самокате одной ногой, а где и в седле, я довольно быстро оказался на автобусной станции поселка Бени. Это был финиш активной части маршрута, так сказать, конец велоэтапа. На радостях я купил бутылку пива "Эверест" и, усевшись в тени, стал утолять давно мучевшую жажду. После аккуратных горных деревенек, Бени мне показался довольно грязным, пыльным и шумным. На ночь оставаться здесь совсем не хотелось. Ребята приехали примерно через час. CIMG8184 Пыльные, уставшие от тряски в автобусе, они долго не могли прийти в себя от автобусного экстрима. Но они были полны решимости ехать сегодня до Покхары, и мы, не сговорившись в цене с водителем довольно приличной на вид Тойоты, загрузились в местный автобус. Дорога была вполне терпимой, но нас все равно укачивало и хотелось одного - скорее доехать. Уже в темноте, проехав более шести часов, мы оказались во втором по величине городе Непала. VELOPUNK CLUB им.Глеба Травина

Комментариев нет:

Отправить комментарий